Мы вышлем вам эту статью. Обещаем не заваливать лишними письмами.
В обществе всё подчиняется правилам: законам, актам, инструкциям и другим нормативным правовым актам.
Объясняем что такое нормативные правовые акты, как их составлять и где искать действующие правила своей отрасли.
Зачем нужен
Нормативный правовой акт (НПА) устанавливает нормы внутри государства. Конституция России, законы внутри субъекта страны и правила трудового распорядка в организации — это всё нормативно правовые акты.
Направлен на определённый круг лиц, а не конкретного человека.
Он порождает новые правовые отношения, изменяет или отменяет действующие нормы.
Нормативный правовой акт нельзя принять в один момент
Он должен соответствовать нормам или ГОСТу и не противоречить другим НПА. Например, федеральный закон вносится в Государственную Думу, проходит три чтения, уходит в Совет Федерации, подписывается у Президента России и публикуется. Только после этого он вступает в силу.
НПА бывают неопределённого длительного действия и временного действия. В первом случае принятая норма будет исполняться пока её не отменят. Во втором — используется в заранее указанные сроки. Если начальник подразделения уезжает в длительную командировку, он передаёт полномочия одному из сотрудников. Тогда формируется НПА временного действия.
Нормативно правовые акты классифицируются по различным признакам. Для лучшего понимания мы поместили их в схему.
Уровень
Наименование субъекта, принявшего нормативный акт
Вид нормативного акта
Является ли законодательным актом?
Международный
Международные организации
Международные акты, ратифицированные государством
Нет
Федеральный
Народ
Конституция РФ
Да
Федеральный
Государственная Дума РФ
Законы РФ
Да
Федеральный
Президент РФ
Указы
Да
Федеральный
Правительство РФ
Постановления
Да
Федеральный
Министерства
Инструкции
Да
Региональный
Думы (законодательные собрания)
Законы
Да
Региональный
Губернаторы областей, краев, президенты республик
Указы
Да
Региональный
Администрации областей, краев, правительства республик
Постановления
Да
Местный
Органы местного самоуправления
Решения
Нет
Местный
Организации
Корпоративные акты
Нет
Требования к нормативным правовым актам
Каждый НПА проходит несколько проверок. Закон — через несколько чтений в Госдуме, решение предприятия — через профсоюз работников. Так участники процесса совместно легализуют будущее решение. Ко всем принимаемым НПА предъявляется три обязательных требования.
Отражение объективной реальности. Авторы НПА должны понимать, что принимаемая норма обязана опираться на реализуемый алгоритм. В России нет ведомства или компетентного органа, следящего за «мёртвыми» НПА. Поэтому за них не наказывают. Предполагается, что многосторонний контроль при принятии страхует от засилья ненужных правовых актов.
Тем не менее, проблема существует. Госдума России периодически уделяет пленарные заседания только для технической чистки неработающих законов.
Правовой мусор
В Воронежской области несоблюдение расписания общественного транспорта карается штрафом до 5 000 рублей. Это могла быть хорошая инициатива, но всё загубила реализация. По правилам, протокол нарушения должен составить сотрудник автодорожного надзора или полицейский. Им следует прибыть на остановку и зафиксировать, что маршрутка прибыла позже. Закон принят в 2003 году, но до сих пор его не применяют на практике.
Другой пример. Бессмысленно вводить корпоративный НПА, запрещающий курение на прилегающей к офису территории. Как минимум, стоит предусмотреть альтернативное решение.
Структурированность. В России не действует специального закона, регламентирующего структуру НПА. Последнюю попытку по созданию подобного документа Минюст предпринял в 2014 году, но документ даже не дошёл до Госдумы.
Требования к НПА, как правило, устанавливают отраслевые министерства. Если бизнес решит дополнительно регламентировать правила трудового распорядка, то правила создания НПА им следует искать в Трудовой кодексе РФ.
Общая практика по структуре сложилась такая:
Преамбула. Указываются цели принятия НПА.
Основная часть. Её в широком смысле и называют нормативный правовой акт. Своды правил, инструкции и регламенты располагаются в этом разделе.
Заключение. Здесь размещают подписи принимающих органов и приложения.
Доступность для понимания. Федеральные законы пишутся на юридическом языке, но в СМИ уходит специальная аналитическая записка. Она переводит с «чиновничьего» на русский смысл принятого документа. В идеале, каждый НПА должен снабжаться объяснением.
Президентский указ о свободе торговли в 1992 году преследовал благородные цели. Однако его не снабдили инструкцией по исполнению. В регионах по-разному трактовали одни и те же нормы, из-за чего возникла неразбериха.
Корпоративные нормативные акты
Особняком среди НПА стоят корпоративные (или локальные акты). Они издаются внутри предприятия. Их могут принимать индивидуальные предприниматели, общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества. Корпоративные нормативные акты регулируют коммерческую деятельность и внутриорганизационную работу.
Яркие примеры таких актов: штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка, программа вводного инструктажа и положение о защите персональных данных сотрудников.
Локальные нормативные правовые акты принимаются согласно ГОСТ Р 6.30-2003. Согласно норме закона, корпоративный НПА обязан содержать:
Принимающий орган. Им могут выступить совет директоров, руководитель предприятия и другие полномочные должностные лица. У каждого бизнеса они будут свои.
Наименование и дата принятия. Помимо очевидных причин, эти данные обязательны для внесения в системы электронного документооборота.
Подписи должностных лиц. Они придают документу юридическую силу. Без подписей НПА недействителен.
Корпоративный нормативный акт не может нарушать действующее российское законодательство.
Классический пример. В продуктовом магазине висит объявление о запрете фотосъёмки в торговом зале. Иногда на документе указывают ссылку на внутренний правовой акт. Требование магазина не имеет юридической силы потому что противоречит федеральному законодательству, которое защищает использование общедоступной информации.
Государственные документы публикуются в «Российской газете». Они выставлены в хронологическом порядке в специальном разделе сайта. На этой же странице можно подписаться на рассылку новых НПА, опубликованных в свежем номере «Российской газеты». Так проще следить за важными изменениями в законодательстве.
В интернете легко найти справочные сайты с базой НПА. Они — посредники поэтому публикуют обновлённую информацию с задержкой.
С декабря 2017 года Минюст России запустил специализированный правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации. Сайт интегрирован в государственную информационную систему. Если ведомство приняло НПА, он автоматически публикуется на правовом портале. Так проще всего получить актуальную информацию по НПА федерального, регионального и муниципального уровней. Сайт тестируется и некоторые разделы не работают. Главное, что базы НПА в полном порядке.
Законодательные акты всегда принимаются вместе с аналитическими справками, сопровождающими записками или отраслевыми отзывами. Они размещаются в Системе обеспечения законодательной деятельности. Это внутренний ресурс Государственной Думы, но полезен всем предпринимателям.
Ищите нормативные правовые акты в официальных источниках.
Запомнить
Нормативные правовые акты устанавливают нормы по которым живёт государство и его институты.
Нормативные правовые акты должны отражать объективную реальность, иметь чёткую структуру и быть понятными.
Бизнес вправе издавать свои корпоративные акты, если они не противоречат действующим законам.
Сверяться с НПА только через официальные источники.
Как правильно организовать мониторинг негатива? Отслеживанием упоминаний традиционно занимается PR-служба или отдел маркетинга. Они договариваются о публикации в СМИ или пабликах в социальных сетях. Там же и собирают отклики. Хорошо, если у компании создан аккаунт на сайтах-отзовиках. Тогда вы можете оперативно реагировать на отзывы и замечания клиентов.
Положительный отзыв – правильное вложение для привлечения новых клиентов. 75% покупателей ориентируются на комментарии людей, совершивших покупку. Поэтому будем использовать потенциал инструмента, чтобы увеличить поток клиентов.
Бренды активно используют SMM-маркетинг для продвижения товаров и услуг в соц. сетях. Наибольшая аудитория в 95 миллионов у «ВКонтакте». «Одноклассники» ежемесячно посещает 28 миллионов уникальных пользователей. Бренды создают официальные группы в надежде увеличить продажи. Повысить конверсию при SMM-продвижении помогают отзывы людей о продукции.