80% пользователей в России смотрят отзывы перед покупкой. Потребители верят рекомендациям от незнакомых. Они полагают, что товар проверен временен и десятком людей, которые отписались под постом. Оставленный отзыв не воспринимается людьми как жест скрытой рекламы, только как совет. А этим пользуются маркетологи. Расскажем, как именно.
Сегодня отзывы это не добрый совет. Да, люди доверяют, но по факту это проплаченные комментарии с выдуманными историями, где одна краше другой. Отзыв сегодня – элемент маркетинга.
Капля конкретики
Руководители порталов заявляют, что на их сайте достоверные отзывы. К примеру, на сайте трипэдвайзор написано, что за публикацию поддельных комментариев аккаунт заблокируют и исключат из сообщества. Нарушитель не сможет попасть на сайт, даже сменив IP-адрес. Но стоит ли верить такому заявлению? Нет.
Два года назад трипэдвайзор оштрафовали на 500 тысяч евро за распространение ложных отзывов. Пользователи не увидели, зато антимонопольная служба Италии заметила.
Из исключений отметим портал Букинг, который позволяет оставлять отзывы только после регистрации отъезда из отеля. Да и редактировать отзыв на Букинге нельзя после публикации.
Написание отзыва за деньги
Раньше, когда еще маркетологи не заняли нишу, отзывы поистине были комментариями пользователей, купивших товар. Сейчас популярно написание отзывов за деньги. Отзовик, Айрекоменд, Трипэдвайзор – эти порталы особенно.
На сайтах предлагаются разные суммы – от 5 копеек до 500 рублей. Еще проводятся конкурсы на лучшие комментарии, не только написание отзывов за деньги.
Отзывы сегодня
Помимо заработка, отзывы используются как оружие для создания репутации, увеличения продаж. А масштабы управления общественным мнением иногда сопоставимы с Океанией из книги Оруэлла. Были случаи, когда строительная компания открывала несколько жилых комплексов, а затем создала форумы, на которых якобы общаются жильцы новых домов. И условия проживания хорошие, и тепло, и газ провели, даже лифт работает – все делали для того, чтобы привлечь новых покупателей. Человек, ищущий квартиру, зайдет на форум, почитает обсуждения и решит купить квартиру в том комплексе. А в действительности условия могут отличаться от написанных.
Также отзывы могут быть направлены на разрушение репутации конкурента. Компании, которые хотят сдвинуть конкурента с вершины, могут применять любые способы.
Например, вот так:
Благо модераторы портала поступили правильно.
Под гребенку
Разумеется, не все отзывы заказные, есть оставленные реальными покупателями. И отличить их от поддельных легко:
- Если вы видите комментарии, в которых длинное название товара написано с точностью, то, вероятно, было написание отзывов за деньги. Никто не говорит MacDonald’s, да и мало кто пишет так. Люди пишут Мак, не более. Люди не любят усложнять.
- Не доверяйте отзывам, в которых установлена максимально положительная или отрицательная оценка. Возможно, под таким отзывом кроется действительно счастливый покупатель. Но чаще всего это значит, что было написание отзывов за деньги. Когда сотрудники компании пишут отзыв о своем бренде, они не решаются указать недостатки. Также и конкуренты – даже 1 балл из 5 оппоненту не дают.
- Помните, что грамотных людей меньше половины. Отзыв, в котором все грамотно, лаконично, насыщенно, информативно – с большой вероятностью заказной. Старайтесь не доверять таким комментариям. Даже если бы Станиславский поверил.
- Не доверяйте пустым аккаунтам. Отзыв, написанный с нулевой страницы – заказной. Настоящий потребитель сначала поставит лайки или классы пару раз и только потом напишет комментарий.
Если придерживаться этих правил, то легко определить, где настоящие комментарии, а где — было написание отзывов за деньги.
Комментарии за кэш: статистика
Мы все любим точные циферки. Поэтому приведем результаты исследований, который дают понять, что написание отзывов за деньги – было популярным и будет таким еще долго.
GFK Rus, совместно с Яндекс Маркет, проводила исследование о доверии к отзывам. По данным анализа, 25% пользователей в России покупают товары в интернете. А по данным KPMG, 9,6% потребителей принимают решение о приобретении товара под влиянием других людей со схожими вкусами. Ради такого и занимаются написанием отзывов за деньги.
Tiu.ru тоже проводила анализ. По их данным:
- Любой новый отзыв увеличивает продажи на 3%. А число посещений интернет-магазина увеличивается на 72. Это в среднем.
- Положительный комментарий увеличивает продажи на 9,2%. Количество посетителей увеличивается на 192 в месяц.
- Даже негативный отзыв дает рост, пусть и небольшой. Продажи увеличиваются на 2,1%, а количество посещений увеличивается на 53.
При этом, написание отзывов за деньги – популярная штука. Директор KraftWork заявляет, что более 70% комментариев – заказные.